Вопросы и ответы
В соответствии со ст. 6 Закона Нижегородской области от 08.01.2004 г. № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» лица с доходом ниже прожиточного минимума могут на основании заключенного социального контракта получить от органов социальной защиты до 250 тыс. руб. для ведения предпринимательской деятельности, в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест.
В соответствии с п. 1.5. Порядка предоставления гранта «Агростартап» в форме субсидии на реализацию проектов создания и (или) развития хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24 мая 2019 г. N 291, право на получение гранта имеют:
- крестьянское (фермерское) хозяйство, индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации Нижегородской области в текущем финансовом году, обязующиеся осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Нижегородской области в течение не менее 5 лет со дня получения гранта и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства (далее соответственно - проект, плановые показатели деятельности), которые не являются или ранее не являлись получателями средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера в рамках Государственной программы.
На основании изложенного, получение государственной социальной помощи по социальному контракту не является препятствием для участия в конкурсе на получение гранта «Агростартап».
С 25 ноября 2020 года ФНС России полностью обновила формы заявлений для регистрации создания, реорганизации, ликвидации компаний, изменения устава и сведений в ЕГРЮЛ. Существенные изменения внесены в отношении КФХ. По новым правилам КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель на основании заявления по форме Р21001. Ранее заполнявшаяся форма заявления Р21002 отменена.
ФНС России письмом от 18 февраля 2021 г. N КВ-4-14/2057@ разъяснила: «приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ об утверждении форм заявлений специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством Российской Федерации не установлен.
Вместе с тем при отсутствии механизма ведения учета крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и в целях необходимости идентификации указанных фермерских хозяйств совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прорабатывается вопрос возможности отражения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства».
До настоящего времени механизм отражения записи в ЕГРИП о регистрации лица именно в качестве главы КФХ не разработан. При этом Закон N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не отменен и не изменен. Не изменены также и иные законы, затрагивающие интересы КФХ: Гражданский кодекс, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Земельный кодекс РФ.
Граждане вправе самостоятельно выбрать вид предпринимательской деятельности, предусмотренный законодательством, и пользоваться преимуществами выбранного вида деятельности. К таким преимуществам, прежде всего, относится возможность получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленная статьей 39.18. Земельного кодекса РФ.
По нашему мнению, в создавшейся ситуации единственный способ подтвердить волеизъявление о регистрации гражданина именно в качестве главы КФХ – это предоставить соответствующее решение. Форма такого решения законом не установлена, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме. Например: «Я, ФИО, паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства, принял следующее решение: в соответствии с Законом от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" создать фермерское хозяйство. Главой фермерского хозяйства считать ____________________. Фермерское хозяйство считается созданным с момента (Ф.И.О.) государственной регистрации __________________________________в качестве индивидуального (Ф.И.О.) предпринимателя.
Дата, подпись, расшифровка подписи.»
Это решение следует предоставлять во все организации в качестве документа, подтверждающего статус предпринимателя.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Действующим классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования - «Для сельскохозяйственного производства» не предусмотрен.
Вид разрешенного использования в отличие от категории земельного участка может быть изменен на основании заявления собственника, направленного в МФЦ. В данном случае это будет изменение, связанное с приведением вида разрешенного использования в соответствие с классификатором. Предусмотренный классификатором вид разрешенного использования – «Сельскохозяйственное использование» включает в себя, в том числе, «Животноводство» - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Получение разрешения на строительство необходимо только для объектов капитального строительства.
Зарегистрировано в Минюсте России 1 апреля 2021 г. N 62967
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 марта 2021 г. N 128
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ,
ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРАВИЛАМИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРОВ И РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, ПРИВЕДЕННЫМИ В ПРИЛОЖЕНИИ N 6
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ИЮЛЯ 2012 Г. N 717, А ТАКЖЕ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СРОКОВ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6, подпунктом "а" пункта 7, абзацем вторым пункта 11, подпунктами "а" - "в" пункта 26, пунктами 28 и 29 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, приведенных в приложении N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст. 4549; 2020, N 52, ст. 8835), приказываю:
- Утвердить:
а) перечень затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет гранта "Агростартап", согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
б) перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части гранта "Агростартап", внесенной заявителем в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
в) перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членов (кроме ассоциированных членов) сельскохозяйственного потребительского кооператива, согласно приложению N 3 к настоящему приказу;
г) перечень затрат центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров согласно приложению N 4 к настоящему приказу;
д) форму документа, содержащего информацию об использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации, которым предоставляется субсидия, представляемого ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за IV квартал - до 20 января года, следующего за отчетным годом, согласно приложению N 5 к настоящему приказу;
е) форму отчета о финансово-экономическом состоянии получателей средств (с приложением перечня получателей средств), представляемого по всем получателям государственной поддержки за первое полугодие отчетного года не позднее 20 июля, за отчетный год - не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом, согласно приложению N 6 к настоящему приказу;
ж) методику оценки эффективности использования субсидий согласно приложению N 7 к настоящему приказу;
з) форму отчета об эффективности использования субсидии, представляемого один раз в полгода не позднее 20-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, согласно приложению N 8 к настоящему приказу.
- Определить, что выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации), подтверждающая наличие в бюджете субъекта Российской Федерации утвержденных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, представляется в срок, не превышающий 30 дней с даты заключения соглашения о предоставлении субсидий между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 26 "Об утверждении перечней, форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, приведенными в приложении N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, а также об установлении сроков их представления" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2020 г., регистрационный N 57792).
- Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н. Лут.
Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ
В связи с возникновением нового налогового режима некоторые главы фермерских хозяйств вводят практику привлечения самозанятых для выполнения тех или иных работ и услуг в фермерских хозяйствах не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам. Учитывая складывающуюся практику ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам.
По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.
Выявление признаков трудовых отношений является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
При наличии признаков трудовых отношений между работодателем и самозанятым работодатель может избежать негативных последствий в виде доначислений НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафов, представив соответствующие налоговые декларации (расчеты).
Названный налоговый режим вправе применять не только физические лица, но и индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Самозанятым гражданам в 2020 году оказаны следующие меры поддержки:
- предоставлен дополнительный налоговый вычет в сумме 12 130 рублей (1 МРОТ) на уплату налога на профессиональный доход, задолженности и пени по налогу в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ;
- предоставлены субсидии в размере налога на профессиональный доход, уплаченного за 2019 год по состоянию на 30 апреля 2020 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 783.
Источник:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 783;
- Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»
Любой индивидуальный предприниматель (ИП) вправе встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (НПД) через мобильное приложение «Мой налог» или вэб-кабинет Мой налог» либо через любую кредитную организацию, также участвующую в настоящем эксперименте.
При этом в случае если ИП применяет УСН, ЕСХН, ЕНВД, то в течение месяца после постановки на учет в качестве НПД он обязан направить в налоговый орган уведомление о прекращении применения указанных режимов налогообложения. ИП, применяющие патентную систему налогообложения (Патент/ПСН) вправе встать на учет в качестве НПД только после окончания действия патента, либо после уведомления им налогового органа о прекращении такой деятельности.
Решение о выборе системы налогообложения каждый фермер принимает самостоятельно. При этом фермерам, которые планируют перейти на уплату налога на профессиональный доход, необходимо иметь в виду следующее:
- не вправе применять специальный налоговый режим лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требование о маркировке молочных продуктов установлено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 N 2099 «Об утверждении правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции»;
- фермерам, применяющим ЕСХН с разницы доходы - расходы, применение налога на профдоход экономически не целесообразно.
При этом должны соблюдаться основные условия применения налога на профессиональный доход:
- деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников;
- ежегодный доход не должен превышать 2,4 млн. рублей.
Добрый день! В ближайшее время с Вами свяжеться наш консультат.
тел. +7 (831) 4323462
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":
- бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации экономического субъекта о фактах его хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования его деятельности, доходах, расходах, иных объектах, в соответствии с требованиями, установленными вышеуказанным Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством. Цель налогового учёта - формирование полной и достоверной информации для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.
Сельскохозяйственный обслуживающий потребительский кооператив по ведению бухгалтерского учета можно характеризовать следующим образом:
– это кооператив, создаваемый фермерами для ведения бухгалтерского и налогового учета их производственной деятельности, предоставления отчетности в налоговую инспекцию, Министерство сельского хозяйства, Росстат и иные органы (далее, упрощенно – кооператив по ведению бухгалтерского учета).
В настоящее время бухгалтерский учет производственной деятельности фермеры организовывают следующим образом:
- ведут сами;
- заключают договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическими лицами, имеющими опыт работы бухгалтером;
- заключают договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со специализированными организациями.
При этом, как показывает практика, у фермеров остается много проблем, связанных с ведением бухгалтерского учета.
Например:
1.Ведение учета собственными силами не редко приводит к излишней уплате налогов, неверному выбору тарифа банковских услуг и т.д.
Причины тому следующие:
- у фермера нет специализированного бухгалтерского образования;
- одному покупать бухгалтерскую программу дорого;
- нет времени изучать часто изменяющееся налоговое законодательство, грамотно заполнять первичные документы, вести их систематический учет и т.д.
- недостаточно опыта в работе с банками.
- Физические лица и организации, оказывающие фермерам бухгалтерские услуги, редко выполняют ее комплексно, так сказать «под ключ».
- Многие фермеры - грантополучатели испытывают трудности по составлению отчетности для Министерства сельского хозяйства.
Преимущества ведения бухгалтерского учета фермером в сельскохозяйственном потребительском кооперативе:
1.Комплексное оказание услуги:
- ведение бухгалтерского и налогового учета в специализированной программе;
- составление и передача отчетности во все контролирующие организации (ФНС, статистика, министерство сельского хозяйства);
- заполнение первичных документов, по данным, предоставленных фермером;
- работа с банками (объем услуги зависит от предоставленных бухгалтеру полномочий);
- оформление договоров, соглашений;
- ведение кадрового учета
- Экономия денежных средств.
Программное обеспечение: по ведению бухгалтерского учета, для работы с налоговой инспекцией, с банками, будет приобретаться одно на кооператив.
- Экономия времени.
- Контроль по качеству оказываемой услуги.
- Участие в определении стоимости оказываемой услуги.
- Возможность получения консультаций в области экономики и финансов.
- Помощь в освоении системы ИС ЦС АПК, работы в ней.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает, так называемый, суперсервис ИС ЦС АПК (информационная система цифровых сервисов АПК), который будет работать на принципах системы Госуслуги. Любой сельхозтоваропроизводитель сможет туда войти, открыть себе личный кабинет. Через данную информационную систему с 2021 г. фермеры, получающие государственную поддержку в виде грантов и субсидий, будут заполнять ведомственную отчетность, претенденты на господдержку будут подавать заявки на гранты и субсидии. Одной из основных задач ИС ЦС АПУ является формирование Паспорта грантополучателя. Познакомиться с системой можно уже сейчас на сайте Аналитического центра Минсельхоза России (https://www.mcxac.ru/digital-cx/interaktivnyy-modul/), пока она работает в тестовом режиме.
Расходами фермера при ведении бухгалтерского учета в сельскохозяйственном потребительском кооперативе будут:
- внесение паевого взноса;
- ежемесячная оплата оказываемых услуг.
Паевой взнос членов кооператива формирует паевой фонд кооператива, который будет направлен на приобретение оргтехники и программ, необходимых для ведения учета.
Паевой взнос формируется исходя:
- из стоимости приобретаемой оргтехники, программ, необходимых для ведения учета;
- количества членов кооператива;
- объема выручки и количества хозяйственных операций у фермера.
Ежемесячная оплата услуг будет формироваться исходя:
- из текущих расходов кооператива: заработная плата бухгалтера с начислениями, аренда помещения, расходные материалы;
- количества членов кооператива;
- объема выручки и количества хозяйственных операций у фермера.
Мы всегда готовы вам помочь, ответим на все интересующие вопросы, окажем помощь при создании и регистрации кооператива.
Начальник отдела развития кооперации
и поддержки фермеров ГБУ «ИКЦ АПК»
Нижегородской обл.
Н.К.Тюкаева
Сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее СПоК) – это некоммерческая организация, членами которой являются сельскохозяйственные товаропроизводители (сельскохозяйственные организации, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств). Такое определение потребительского кооператива следует из требований Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Основные виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов связаны с выполняемой ими функцией и перечислены в статье 4 вышеуказанного закона (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие и т.п. – в зависимости от функции).
Каждый из членов кооператива является независимым и самодостаточным в том смысле, что он сам владеет средствами производства (включая землю), используя их, производит сельскохозяйственную продукцию, которая принадлежит ему на праве собственности, распоряжается выручкой от реализации.
Смысл регистрации ещё одного юридического лица – сельскохозяйственного потребительского кооператива – состоит в том, чтобы объединить в нём одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена кооператива по отдельности, чем для каждого вместе.
В современной интерпретации, сельскохозяйственная потребительская кооперация — это взаимодействие между хозяйствующими субъектами (физическими лицами, организациями), основанное на равноправном сотрудничестве по поводу приобретения, производства или реализации товаров, оказания услуг.
Кооперативное движение в экономике, в котором нет ни государства, ни частника, стало рассматриваться как «третья сила» и альтернатива частному и государственному производству.
Главное отличие сельскохозяйственного потребительского кооператива от агропромышленной организации иной формы собственности – совпадение клиентов и собственников.
Цель создания сельскохозяйственного потребительского кооператива – повышение благосостояния его членов – независимых сельскохозяйственных товаропроизводителей – за счёт эффекта масштаба.
«Эффект масштаба» – это снижение издержек на единицу товара или услуги при росте их абсолютного объёма. Пример:
- перевозка одной 30- килограммовой сетки картофеля в полностью нагруженной фуре (где лежат ещё 3999 таких же сеток) обойдётся существенно дешевле её же перевозки в коляске мотоцикла;
- один килограмм комбикорма при покупке на заводе нескольких тонн обойдётся существенно дешевле, чем тот же килограмм, приобретённый на рынке у розничного продавца;
- обработка 1 га земли мощной техникой (которая рассчитана на обработку нескольких тысяч га за сезон) существенно экономичнее, чем те же операции, произведённые на минитракторе или мотокультиваторе.
Кроме того, как показывает опрос фермеров из действующих кооперативов, важным для них является и то, что кооператив освобождает их от работы по закупке сырья и материалов (семян, комбикорма, дизельного топлива, удобрений и т.д), от проблем с реализацией произведенной продукции, от необходимости самим вести бухгалтерский учет и т.д., тем самым позволяет не отвлекаться от своей основной производственной деятельности.
Кооператив создается, когда группа сельскохозяйственных товаропроизводителей пришла к убеждению о целесообразности создания кооператива определённого направления.
Начальник отдела развития кооперации
и поддержки фермеров ГБУ «ИКЦ АПК»
Нижегородской обл.
Н.К.Тюкаева
1.Порядок налогообложения средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, пояснил Минфин России в Письме от 21.07.2014 N 03-04-07/35645.
Вышеуказанное письмо, в соответствии с Письмом ФНС России от 12.08.2014 N ГД-4-3/15825@ размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.
В Письме указано, что в соответствии с пунктом 14.1 статьи 217 Кодекса, введенным в действие Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой фермерского хозяйства счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в виде:
- грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;
- единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера;
- грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
- субсидий.
Данная льгота применяется именно в отношении обложения НДФЛ и не распространяется на доходы, полученные главой фермерского хозяйства в рамках УСНО или спецрежима в виде ЕСХН.
Согласно ст. ст. 346.5 и 346.15 НК РФ в настоящее время названные налогоплательщики, как созданные в форме юридического лица, так и являющиеся индивидуальными предпринимателями, учитывают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, то есть по правилам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Финансисты отметили, что средства, полученные фермерским хозяйством, применяющим спецрежим в виде ЕСХН или УСНО, например, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст. 251 НК РФ. Обозначенные средства следует учитывать в качестве налогооблагаемых внереализационных доходов.
При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункту 1 статьи 346.17 Кодекса предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Этот порядок позволяет уменьшать доходы на сумму расходов, осуществленных за счет указанных субсидий.
Эта возможность предоставляется и "упрощенцам", выбравшим объект налогообложения в виде доходов, хотя в общем случае они не учитывают расходы.
Так, например, в совместном письме Министерства финансов РФ и ФНС России от 20.03.2015 N ГД-3-3/1078@) указано:
Положениями пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что при упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Данный порядок признания доходов в отношении указанных средств применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения "доходы", при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - Книга), форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги - соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", в том числе и в случае, если полученные ими средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками УСН установлен главой 26.2 Кодекса».
Так же, смотри совместное письмо Министерства финансов РФ и ФНС от 3 сентября 2014 г. №ГД-4-3/17634 и Письмо ФНС от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9835@.
- Средства части гранта "Агростартап" могут направляться крестьянским (фермерским) хозяйством на формирование неделимого фонда СПоК, членами которого они являются.
Такой порядок предусмотрен «Правилами предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета субъектам Российской Федерации на создание субъектов системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», являющимися Приложением N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
(в 2019 г. – в Постановлении Правительства РФ от 20.04.2019 N 476 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации")
«Часть средств гранта "Агростартап", полученных крестьянским (фермерским) хозяйством, направляемая на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, не может быть менее 25 процентов и более 50 процентов общего объема средств. Срок освоения средств сельскохозяйственным потребительским кооперативом составляет не более 18 месяцев со дня получения указанных средств. Условием предоставления сельскохозяйственному потребительскому кооперативу части средств гранта "Агростартап" является осуществление им деятельности в течение 5 лет со дня получения части средств гранта "Агростартап" и ежегодное представление в уполномоченный орган отчетности о результатах своей деятельности по форме и в срок, устанавливаемый уполномоченным органом».
Поскольку порядок использования средств части гранта "Агростартап" направляемых крестьянским (фермерским) хозяйством на формирование неделимого фонда СПоК, членами которого они являются, регулируются теми же Правилами, что и средства, полученные в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, налогообложение их будет аналогичным.
Согласно Правилам, средства перечисляемые фермером направляются в кооперативе для создания его неделимого фонда, а не на увеличение паевого взноса фермера, как члена кооператива, то есть являются целевыми.
Понятия и их значения, используемые для определения порядка налогообложения:
- грант "Агростартап" - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представляемого в конкурсную комиссию, создаваемую высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - уполномоченный орган, региональная конкурсная комиссия), главой крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора региональной конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы».
- "сельскохозяйственный потребительский кооператив" - юридическое лицо, созданное в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива (за исключением сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива), зарегистрированное на сельской территории субъекта Российской Федерации, являющееся субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и объединяющее не менее 5 личных подсобных хозяйств и (или) 3 иных сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме ассоциированных членов). Члены сельскохозяйственного потребительского кооператива из числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме личных подсобных хозяйств, должны отвечать критериям микро- или малого предприятия, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива может быть сформирован в том числе за счет части средств гранта "Агростартап", предоставленных крестьянскому (фермерскому) хозяйству, являющемуся членом данного сельскохозяйственного потребительского кооператива”.
Такие определения гранта «Агростартап» и сельскохозяйственный потребительского кооператива даны в «Правилах предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета субъектам Российской Федерации на создание субъектов системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», являющимися Приложением N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
(в 2019 г. – в Постановлении Правительства РФ от 20.04.2019 N 476 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации")
Правила устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих достижение целей, показателей, результатов федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее соответственно - федеральный проект, субсидии), предусматривающих оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - средства).
Начальник отдела развития кооперации
и поддержки фермеров ГБУ «ИКЦ АПК»
Нижегородской обл.
Н.К.Тюкаева
I. Налогообложение сельскохозяйственным потребительским кооперативом средств, полученных в виде гранта на развитие материально-технической базы.
- При общей системе налогообложения (ОСНО).
Согласно п.2 ст.252 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:
- средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Основными условиями применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ являются:
- безвозмездность получения средств,
- соблюдение их целевого назначения и установленных источником средств целевых поступлений условий их предоставления,
- ведение раздельного учета.
Таким образом, если бюджетные средства предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на основании соответствующих решений органов власти на осуществление ее уставной некоммерческой деятельности, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ. При этом и расходы, произведенные за счет данных средств на содержание и ведение уставной деятельности, также не учитываются при определении налоговой базы.
Расходование целевых денежных средств не подлежит отражению в составе расходов для целей налогообложения на основании ст. 252 НК РФ ввиду отсутствия экономической обоснованности такого расхода.
В случае отсутствия раздельного учета, а также при нецелевом расходовании денежных средств данные средства подлежат отражению в составе доходов для целей налогообложения.
(Письмо Министерства финансов РФ от 15 января 2020 г. N 03-03-07/1306).
- При специальных налоговых режимах в виде ЕСХН и УСНО.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункту 1 статьи 346.17 Кодекса предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения.
Текст аб.5 п.п. 1 п.5 статьи 346.5 и аб.6 п.1 статьи 346.17 Кодекса
«Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода» (абзацы введены Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ)
Этот порядок позволяет уменьшать доходы на сумму расходов, осуществленных за счет указанных субсидий.
Обращаем внимание на то, что при УСН данный порядок признания доходов в отношении указанных средств применяется как налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения "доходы", при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - Книга), форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги - соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
(Письма Минфина от 11 ноября 2016 г. N 03-11-11/66013 (УСН), от 6 июля 2015 г. N 03-11-11/38775 (ЕСХН), совместное Письмо Минфина РФ и ФНС от 20 марта 2015 г. N ГД-3-3/1078@ (УСН))
II. Налогообложение сельскохозяйственным потребительским кооперативом средств, полученных от крестьянского (фермерского) хозяйства на формирование неделимого фонда
Средства части гранта "Агростартап" могут направляться крестьянским (фермерским) хозяйством на формирование неделимого фонда СПоК, членами которого они являются.
Такой порядок предусмотрен Правилами предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета субъектам Российской Федерации на создание субъектов системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», являющимися Приложением N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
(в 2019 г. – в Постановлении Правительства РФ от 20.04.2019 N 476 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации")
«Часть средств гранта "Агростартап", полученных крестьянским (фермерским) хозяйством, направляемая на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, не может быть менее 25 процентов и более 50 процентов общего объема средств. Срок освоения средств сельскохозяйственным потребительским кооперативом составляет не более 18 месяцев со дня получения указанных средств. Условием предоставления сельскохозяйственному потребительскому кооперативу части средств гранта "Агростартап" является осуществление им деятельности в течение 5 лет со дня получения части средств гранта "Агростартап" и ежегодное представление в уполномоченный орган отчетности о результатах своей деятельности по форме и в срок, устанавливаемый уполномоченным органом».
Поскольку, средства части гранта "Агростартап" направляются крестьянским (фермерским) хозяйством в СПоК на формирование его неделимого фонда и условия предоставления сельскохозяйственному потребительскому кооперативу части средств гранта "Агростартап" регулируются теми же Правилами предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета субъектам Российской Федерации, что и средства, полученные в виде гранта на развитие материально-технической базы, налогообложение их будет аналогичным.
Понятия и их значения, используемые для определения порядка налогообложения:
- "сельскохозяйственный потребительский кооператив" - юридическое лицо, созданное в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива (за исключением сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива), зарегистрированное на сельской территории субъекта Российской Федерации, являющееся субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и объединяющее не менее 5 личных подсобных хозяйств и (или) 3 иных сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме ассоциированных членов). Члены сельскохозяйственного потребительского кооператива из числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме личных подсобных хозяйств, должны отвечать критериям микро- или малого предприятия, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива может быть сформирован в том числе за счет части средств гранта "Агростартап", предоставленных крестьянскому (фермерскому) хозяйству, являющемуся членом данного сельскохозяйственного потребительского кооператива”.
- грант "Агростартап" - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представляемого в конкурсную комиссию, создаваемую высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - уполномоченный орган, региональная конкурсная комиссия), главой крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора региональной конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы».
- "грант на развитие материально-технической базы" - бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии сельскохозяйственному потребительскому кооперативу для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой субъекта Российской Федерации (подпрограммой) и (или) муниципальной программой, в целях развития материально-технической базы и создания новых постоянных рабочих мест на сельских территориях исходя из расчета создания не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта, но не менее 1 нового постоянного рабочего места на 1 грант, в срок, определяемый субъектом Российской Федерации, но не позднее срока использования гранта. Приобретение имущества у члена такого кооператива (включая ассоциированных членов) за счет средств гранта не допускается. Имущество, приобретенное в целях развития материально-технической базы за счет средств гранта, вносится в неделимый фонд кооператива. Повторное получение гранта на развитие материально-технической базы возможно не ранее чем через 12 месяцев со дня полного освоения ранее полученного гранта».
Такие определения гранта «Агростартап», сельскохозяйственного потребительского кооператива и гранта на развитие материально-технической базы даны в Правилах предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, являющимися Приложениями N 6, N 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Правила устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих достижение целей, показателей, результатов федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее соответственно - федеральный проект, субсидии), предусматривающих оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - средства) и на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии)
В соответствии с с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации":
«1. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
2.Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности».
Начальник отдела развития кооперации
и поддержки фермеров ГБУ «ИКЦ АПК»
Нижегородской обл.
Н.К.Тюкаева
В соответствии с п. 11 ст.4 Федерального закона от 08.12.1995 года № 1 93 —ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» потребительский кооператив образуется, если B него входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан.
Варианты создания сельскохозяйственного потребительского кооператива:
-2 юридических лица;
-5 физических лиц;
-2 юридических лица и 3 физических лица;
- 5 физических лиц и 1 юридическое лицо;
Не допускается соотношение создания кооператива:
4 физических лица и 1 юридическое лицо.
- Стать членом хозяйства могут как россияне, так и иностранные граждане или даже лица без гражданства;
- Будущий глава КФХ должен зарегистрироваться как ИП, без образования юридического лица;
- Членами предприятия могут стать родственники не моложе 16 лет, включая не более трех семей, количество членов которых не имеет ограничений;
- Если требуется дополнительная рабочая сила, собрание членов КФХ может принять в его члены до 5 человек, не являющихся родней;
- Имущество объединения становится общедолевым или общесовместным;
- Производство и реализация продукции, производимой КФХ происходят при личном соучастии каждого члена семейного хозяйства.
Первым документом, который обязаны составить люди, решившие объединиться в КФХ, является письменное соглашение. Оно будет передано в регистрирующие органы, поэтому должно содержать такие данные:
- О главе предприятия;
- О членах будущего КФХ, их правах и обязанностях;
- О правилах приема на предприятие и выхода из него;
- О порядке получения имущества и пользования им;
- О способах реализации продукции;
- О процедуре распределения прибыли.
Когда у предпринимателя не планируется иных членов хозяйства, он регистрирует КФХ на одно лицо и сам составляет решение о его создании.
Регистрация хозяйства в налоговой инспекции производится по месту жительства его главы. Ниже даем пошаговую инструкцию регистрации КФХ в 2017 году. Какие потребуются документы?
- справка о месте проживания главы КФХ;
- паспорт физлица, регистрирующего хозяйство, и его копия;
- заявление по форме № р21002;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины (в размере 800 руб.);
- решение либо соглашение по созданию сельхозпредприятия.
Через три дня фермерское хозяйство будет зарегистрировано. Фермеру выдадут свидетельства о госрегистрации как главы КФХ и о постановке на учет в ИФНС, выписку из ЕГРИП и информационное письмо Росстата. В последнем будут зафиксированы все нужные данные, помогающие составить отчетность.
Практика показывает, что наиболее подходящей системой налогообложения для фермерского хозяйства становится ЕСХН — единый сельхозналог. Это упрощенный режим, при котором не придется отдельно платить налоги на имущество, прибыль, добавленную стоимость.
В процессе регистрации предприятия подается и соответствующее заявление в местный налоговый орган. Но надо иметь в виду, что право на его применение имеют лишь те хозяйства, у которых не менее 70% деятельности приходится именно на производство сельскохозяйственной продукции.
Главная выгода данного режима: налог составляет лишь 6% от прибыли, а в некоторых регионах и того меньше. Например, в Крыму и Севастополе налоговая ставка ЕСХН составляет 4%. Декларацию надо будет оформлять раз в год, а уплата идет по полугодиям. Еще один плюс данного формата — возможность уменьшения налоговой базы на сумму убытка прошлых лет. Причем, эта льгота действительна в течение 10 лет с момента, когда произошел убыток.
Формат уплаты социальных отчислений тоже удобен для фермера, выбравшего режим единого сельхозналога. Он фиксирован:
- в 2019 году составляет 36 238 руб (29 354 – на пенсионное страхование; 6 884 – на медицинское страхование) при доходе хозяйства не более 300 тыс. руб.
- в 2020 году размер фиксированных страховых взносов составляет 40 874 рублей (32 448 рублей – на пенсионное страхование; 8 426 рублей – на медицинское страхование) при доходе хозяйства не более 300 тыс. руб.
Если прибыль выше 300 тысяч, то придется заплатить (именно с суммы превышения) еще и дополнительный налог в 1 процент. Выплаты можно осуществлять поквартально, либо ежемесячно.
Что касается наемных работников, то взносы с них необходимо перечислять каждый месяц, они составляют 30% от заработной платы + взносы на травматизм, тариф которых устанавливается по основному виду деятельности.
За всех членов КФХ необходимо уплачивать фиксированный размер страховых взносов в размере 36 238 рублей в год.
Существует небольшое отличие в предоставлении отчетности КФХ от других форм предпринимательства:
- если ИП не сдают отчетность по фиксированных страховым взносам, то в 2019 году впервые главам крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), не имеющих наемных работников, необходимо было в срок до 30 января 2019 года предоставить в ФНС расчет по страховым взносам за прошедший год.
Расчет страховых взносов для КФХ без наемного труда состоит из раздела 2 и приложения 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу КФХ. Код места представления следует указать «124».
Для КФХ с наемными работниками сдаются стандартные отчеты:
- в ФНС – расчет по страховым взносам, 2 НДФЛ, 6 НДФЛ
- в ПФР – СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ
- в ФСС – форма 4-ФСС.
С 2013 года и по 2020 год в РФ действует государственная программа развития сельского хозяйства. В программу включено 11 направлений помощи для коллективных фермерских хозяйств. Каждый регион праве самостоятельно разработать и применять условия помощи КФХ. Основными требования для получения помощи является предоставление бизнес-плана, на основании которого местные власти решают, отказать или оказать помощь. Информация об осуществлении программ поддержки данной категории предпринимателей содержится на официальных сайтах региональных департаментов или управлений сельского хозяйства.
Одна из неурегулированных в правовом поле проблем для КФХ является отсутствие принудительного исключения члена КФХ из участников. Согласно ст.1 ФЗ 74, участник может выйти из состава КФХ только в добровольном порядке.
Но поменять главу КФХ возможно, если глава КФХ на протяжении полугода не выполняет свои обязанности или отказывается от их выполнения добровольно. В КФХ полученная прибыль принадлежит всем членам хозяйства и распределяется соответственно долям, указанным в соглашении (решении) о создании КФХ.
Так как в статье для работы КФХ был рекомендован к применению специальный режим налогообложения ЕСХН, расскажем о важном изменении в ЕСХН 2019 года.
Согласно Закона от 27.11.2017 N335-ФЗ с 1 января 2019 года, плательщики ЕСХН признаны плательщикам НДС. Однако существует категория предпринимателей, к которым относятся, в том числе КФХ, которым платить НДС не надо. Для этого необходимо, чтобы размер дохода не превышал 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
Такое правило действует не по умолчанию, а на основании письменного уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Для подачи уведомления п.п. «б» п.1 ст.2 ФЗ № 355 от 27.11.2017 установлен срок – не позднее 20 числа месяца, начиная с которого используется данное право. Уведомление необходимо предоставлять в ИФНС по месту учета КФХ.
Одним из основных принципов, отличающих кооператив от организаций иной правовой формы, является неделимость части имущества. Имущество кооператива, составляющее неделимый фонд, не подлежит в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выдаче в натуральной форме при прекращении членства в кооперативе. Такой подход настраивает членов кооператива на длительное стабильное ведение совместной деятельности, а в случае выхода из его состава отдельных лиц позволяет кооперативу сохранять определенную устойчивость. Более того, на имущество, отнесенное в установленном порядке к неделимым фондам, не может быть обращено взыскание по долгам кооператива.
Неделимых фондов в кооперативе может быть несколько, но один из них создается в обязательном порядке. Это резервный фонд. Размер резервного фонда должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Основным назначением резервного фонда является покрытие убытков, образовавшихся по итогам года, покрытие безнадежной дебиторской задолженности, погашение просроченной кредиторской задолженности и непредвиденных расходов. Резервный фонд образуется за счет отчисления от доходов кооператива, дополнительных (целевых) взносов членов кооператива и иных источников, предусмотренных законодательством и уставом кооператива. Размер этих целевых взносов должен определяться пропорционально участию членов кооператива в его хозяйственной деятельности.
В обязательном порядке в неделимые фонды поступает имущество, приобретенное сельскохозяйственным потребительским кооперативом на средства гранта, предоставленного кооперативу на развитие материально-технической базы, а также имущество, приобретенное сельскохозяйственным потребительским кооперативом на часть средств гранта «Агростартап», полученных крестьянским (фермерским) хозяйством – членом этого кооператива.
В остальных случаях кооператив сам решает, какое имущество отнести к неделимому фонду. В состав неделимого фонда с указанием балансовой стоимости могут включаться здания, строения, сооружения, техника, оборудование, сельскохозяйственные животные, семена, фураж и иное имущество кооператива.
В качестве неделимых фондов могут быть сформированы фонд накопления и развития кооператива (используемый для приобретения помещения, мебели, транспортных средств, оргтехники, для ремонта, покрытия расходов, связанных с выбытием основных средств кооператива и обучением персонала, и т.д.), фонд потребления (на представительские расходы, поощрение персонала и компенсацию расходов актива кооператива и т.д.). Названные фонды формируются за счет целевых членских взносов либо отчисления части чистой прибыли.
Решение о формировании неделимого фонда, его размере и перечне входящих в его состав объектов имущества, принимается членами кооператива единогласно, если уставом кооператива не определен иной порядок принятия решений по данному вопросу. Если в состав неделимого фонда включены объекты имущества (не денежные средства), перечень такого имущества с указанием его балансовой стоимости определяется в уставе кооператива (обычно, в виде приложения в уставу).
Добрый день Анатолий! Ваш вопрос можете сформулировать на электронную почту info-ncs@mail.ru
С уважением заместитель директора ГБУ НО "ИКЦ АПК" Болотин Олег Игоревич
телефон 8-831-432-34-62
В данном случае НДФЛ не уплачивается, так как в соответствии c п. 13 ст. 217 Налогового кодекса РФ от уплаты НДФЛ освобождаются доходы от продажи выращенной физическим лицом в личном подсобном хозяйстве, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (и внатуральном, и в переработанном виде).
Для того, чтобы не возникало объекта налогообложения должны одновременно соблюдаться условия:
- общая площадь земельных участков, которые могут находится одновременно нa праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается B paзмере 0,5 Гa (размер может быть увеличен законом субъекта РФ‚ но не более чем в пять раз);
- ведение личного подсобного хозяйства нa указанных участках должно осуществляться без привлечения наемных работников.