Версия для слабовидящих
+7 831 4323462телефон горячей линии
+7 831 4324638 info-ncs@mail.ru Нижний Новгород, Германа Лопатина, 12 корпус 1 Оставить обращение

ySIXXl6MPQg

Помогаем фермерам оформить декларации на зерно.

Рады поделиться новостью: с 2024 года увеличится спектр услуг, оказываемых ГБУ НО «ИКЦ АПК» сельхозтоваропроизводителям!

Мы освоили новые компетенции и готовы помогать фермерам – растениеводам осуществлять декларирование зерна в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011).

Напомним, что в соответствии с требованиями ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия

pictures 1 1

SVO1 compressed page 0001

SVO2 compressed page 0001

Запись конференции

22 марта 2023 года состоялось бизнес-мероприятие от РБК «Точки роста в сельском хозяйстве: как развиваться без привлечения инвестиций». Участники встречи обсудили актуальные точки роста и проблематику развития аграрной отрасли в России. По словам экспертов, российские сельскохозяйственные предприятия имеют достаточно ресурсов для стабильного развития, вопрос лишь в правильном использовании существующей базы.
Встреча открылась выступлением Александра Молодцова, директора Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития РФ, который подчеркнул важность обсуждаемой темы и необходимость на практике повышать производительность труда, чтобы компенсировать разрыв между российскими компаниями и конкурентами на международных рынках.
«Минсельхоз активно финансирует отрасль, и объем поддержки сопоставим с европейскими и азиатскими странами. Важно, чтобы эти меры поддержки были использованы максимально эффективным образом и приносили реально измеримые результаты. Чтобы использовать эти средства более эффективным образом, нужно начинать не с покупки нового оборудования, а с перестройки производственного процесса внутри предприятий», — Александр Молодцов.
Этап универсальных решений пройден, пришло время говорить о конкретных вещах. Очевидно, что рынок никуда не делся и даже частично освободился: появилось много ниш, которые можно и нужно занимать. Вопрос лишь в том, какими усилиями это делать: увеличивать объем производства в два раза, построив в два раза больше мощностей и получив в два раза больше земель и обрабатывающих мощностей, или найти возможности для двукратного увеличения за счет внутренних ресурсов.

Возможности для поиска точек роста часто находятся внутри предприятия. Это хорошо показала реализация национального проекта «Производительность труда», который курирует первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов. В нацпроекте участвуют уже 4,5 тысячи компаний, которые получили поддержку и выросли по объемам инвестиций и прибыли.
«Сегодня потенциал внутреннего роста в сфере сельского хозяйства почти не используется. Из 4,5 тысяч предприятий-участников нацпроекта только 368 относятся к сфере сельского хозяйства, и их количество можно и нужно увеличивать», — Александр Молодцов.
С участниками нацпроекта работают Федеральный центр компетенций и региональные центры компетенций — экспертные консультационные организации, которые приходят на предприятие и помогают перестроить производственный процесс таким образом, чтобы, избавившись от всех простоев и потерь, увеличить объемы производимого продукта и прибыль компаний, не входя в инвестиционную фазу. Когда такие меры реализуются одновременно и с четким стратегическим пониманием, результат становится очень заметен.
По предприятиям-участникам нацпроекта добавленная стоимость, даже в достаточно узком кругу компаний, выросла почти на 400 млрд рублей прибыли. Эффект от работы ФЦК составил более 60 млрд рублей на конец 2020 года — это буквально средства на инвестиции. Работа ФЦК позволяет выявить в производственном процессе ту самую точку, которая является узким местом, а затем скорректировать бизнес-процессы.

Часто проблема может быть не в оборудовании, и вкладывать средства в закупку новой техники необязательно. Эти ресурсы можно направить на внедрение методов бережливого производства в производственном процессе. Реальность такова, что производственная система есть в очень немногих компаниях. Это особенно чувствуется на крупных предприятиях, которые росли в условиях большого спроса. Наличие спроса порождает иллюзию, что все и так работает. Но вопрос в том, что все это время можно было зарабатывать гораздо больше.
В случае сельского хозяйства можно кратно уменьшить потери от неправильного хранения продукции и сокращения времени простоя техники. Например, в компании отстроили каким-то образом процесс ремонта техники и заказа деталей, но часто этим занимается ремонтная база. Сколько деталей закупается, нужен ли такой объем, какого размера должен быть запас, где проводить ремонт — это та системная работа, которая должна быть выстроена от обслуживающего персонала до фронт-офиса, который уже занимается продажами.
В рамках нацпроекта производство в идеальной форме должно быть отстроено и зафиксировано, а затем масштабировано. Такой процесс занимает время, но делает из компаний мировых лидеров.
Со стороны аграрной отрасли в нацпроекте «Производительность труда» участвуют не только сельхозпредприятия, но и пищевые производства, а также производители сельскохозяйственной техники. Всего таких предприятий на сегодняшний день более тысячи. Подробнее о том, как реализуется национальный проект «Производительность труда», рассказал генеральный директор ФЦК.

«Основная цель проекта — рост прибыли предприятий и вклад в экономику Российской Федерации дополнительно заработанных средств. Если говорить о предварительных результатах по этой тысяче компаний, то добавленная стоимость к той прибыли, которая была, выросла на 200 млрд рублей по результатам 2021 года — это примерно 23% прироста прибыли. Выручка предприятий-участников по результатам 2021 года выросла на 500 млрд рублей. Такого результата удалось добиться благодаря увеличению объемов производимой продукции и экономии издержек, а также за счет более рационального использования ресурсов», — Николай Соломон, генеральный директор ФЦК.
Показатели сельского хозяйства достаточно хорошие, в некоторых случаях даже может настать кризис перепроизводства — один из видов потерь, на который необходимо обращать внимание, занимаясь планированием в масштабах страны.
Отрасль хорошо набирает темпы, а значит, конкуренция в ней обострится и между производителями будет вестись борьба за качество товаров и снижение себестоимости. Эта конкуренция будет положительно сказываться и на экономике, и на ограничении цен, в том числе конечных цен для граждан. В 2014 году, когда с российского рынка ушли итальянские и австрийские сыры, оказалось, что у нас есть свои великолепные сыры и великолепная «молочка». Сейчас складывается похожая ситуация.
Вместе с коллегами из региональных центров компетенциий ФЦК провел работу на 100 мясоперерабатывающих комбинатах, и обнаружилось, что везде делают похожие ошибки. По санитарно-эпидемиологическим требованиям все в порядке, вопрос в другом: компании закупили современное оборудование, но управлять этим оборудованием не научились.
«Предприятия используют ресурсы (человеческие ресурсы и оборудование) только на 50%. В рамках нацпроекта мы говорим о том, как теми же людьми и тем же оборудованием можно зарабатывать больше и производить больше», — уточнил Николай Соломон.
Конкуренция однозначно даст положительные эффекты, но по выработке и по производительности российские компании остаются далеки от идеала. Например, по «молочке» в России у доярок производительность в десять раз ниже, чем в США. Притом что себестоимость сырья (именно молока), в том числе для производства молочных продуктов, достаточно высока и в некоторых случаях составляет до 70% себестоимости тех молочных продуктов, которые производятся на предприятиях. Встречается и такое, что ради выпуска партии изделия общим весом в 40 кг, производство простаивает полтора часа. В таких случаях положительно сказывается сокращение ассортимента выпускаемой продукции.
«Внедряя бережливое производство, важно правильно работать с сотрудниками, особенно в сельском хозяйстве, где не всегда есть возможность легко взять и заменить специалистов. Прежде всего необходимо полагаться на собственный персонал и проращивать в нем те компетенции, которые были выбраны в качестве основных для конкретного предприятия», — сказал Николай Соломон.
Не всегда легко перевоспитать опытных сотрудников, и здесь руководитель должен стать для персонала главным примером. Кроме того, должна быть понятная мотивация, которая совпадает у человека с личными планами на жизнь, семейными планами и планами профессионального развития. В таком случае срастаются и желание акционеров зарабатывать больше, и подстроенные под это соответствующие мотивационные выгоды, и ресурсы, которые требуются для этого.

Генеральный директор АО «Холдинговая компания Элинар» Игорь Куимов обратил внимание участников и гостей мероприятия на то, что важно научить персонал и менеджеров так относиться к производительности труда и технологиям, которыми они владеют, чтобы это стало для них образом жизни. Любое хорошее большое дело начинается с руководителя, который принимает активное участие в производственной жизни. Если заинтересованности не будет на самом верху, внизу тоже ничего не произойдет.
«По моим данным, мы первыми среди сельскохозяйственных предприятий Подмосковья вошли в эту программу в 2021 году… Мы до сих пор участники, и я думаю, что мы останемся участниками навсегда. Складывается такая команда, специальный клуб любителей высокой производительности труда, позволяющей малыми средствами достичь хорошего большого эффекта», — подчеркнул Игорь Куимов.
Холдинг стабильно входит в топ рейтинга «Деловой России». «Элинар» — международная многопрофильная компания, большое внимание в которой уделяется культуре производства. Однако и для нее специалисты ФЦК смогли найти эффективные точки роста. В результате работы экспертов на отдельных участках пилотного предприятия удалось достичь 100% увеличения производительности труда, экономический эффект от проведенной работы составил более 200 млн рублей.
«Дело, которое делает ФЦК, — это складывает команду. Поднять производительность труда на отдельном участке без командной работы, без вовлечения всех людей в эту работу невозможно. Все сотрудники ищут, как помочь друг другу быть рациональными, и складывается творческая сильная команда. Попробуй потом вырви из этой команды человека на другое предприятие!» — отметил Игорь Куимов.
Светлана Барсукова, генеральный директор АО «Агросила», в своем выступлении сделала акцент на важности целеполагания. На всех уровнях необходимо четкое понимание поставленных стратегических задач, которое лежит в основе управления и позволяет четко определять цели и критерии оценки по их достижению. Для сельского хозяйства главным является обеспечение продовольственной безопасности. Привлечение ФЦК и РЦК — один из методов для достижения этих целей.
С 2014 года 23 предприятия в составе холдинга АО «Агросила» участвуют в формировании системы бережливого производства. Суммарный экономический эффект с 2014 по 2022 год составил 1,7 млрд рублей чистой прибыли — эти деньги компания смогла направить на свое развитие.
Также на предприятиях активно используется инструмент цифровизации производства — от обработки полей до производства конечного продукта. Чтобы компания работала эффективно, необходима готовность принимать и внедрять принципы бережливого производства на всех уровнях. Все сотрудники, работающие в холдинге, вовлечены в реализацию системы.
По программам обучения ФЦК в прошлом году прошли обучение 523 сотрудника компании. Также в компании действует положение, которое определяет порядок выплаты вознаграждения сотруднику, который принимает участие в реализации проектов. Это дает сотрудникам дополнительный толчок к развитию и активной работе над себестоимостью продукции.

Про экономическую эффективность от внедрения принципов бережливого производства рассказал еще один участник нацпроекта — Сергей Столяров, генеральный директор тепличного комплекса «Овощи Черноземья» (АПХ «ЭКО-культура»):
«Томат собирают в одно время. Мы должны его убрать своевременно и провести все технологические работы, чтобы иметь заданную урожайность… Представители ФЦК нацелены на результат и прекрасно вовлекают других в этот процесс. В результате у нас образовалась замечательная команда, мы кое-что придумали и смогли увеличить производительность по сбору томатов на 30%». Со 170 кг в час до 240−250 кг.
Благодаря принятым мерам и полученным результатам, в компании за полтора года на 30% увеличили заработную плату и получили возможность стабильно выполнять плановые показатели. Экономический эффект на бумаге составил 120 млн рублей без учета ущерба, который компания несла из-за нехватки персонала.
Андрей Агарков, коммерческий директор ООО «Ресурс» (ТМ «Увелка»), также поблагодарил представителей ФЦК за вклад в развитие компании. Задача была достаточно узкая: повышали загрузку и сокращали время простоя на фасовочных линиях. По результатам работы удалось добиться роста коэффициента загрузки с 0,51 до 0,79. Раньше половину времени оборудование стояло, сейчас оно работает.

Среди важных аспектов повышения эффективности использования внутренних ресурсов и эффективного внедрения принципов бережливого производства можно выделить работу с персоналом, с коллективом. Начинать готовить будущих сотрудников можно уже в образовательных учреждениях.
«Необходимо делать отдельные предметы по бережливому производству и основам цифровизации, чтобы, когда сотрудник приходил на предприятие, он хотя бы что-то понимал. Сейчас получается, что человек институт заканчивает как инженер, какими-то званиями обладает, а как настроить систему улучшений, он понятия не имеет. Это все надо преподавать», — пояснил Андрей Агарков.
ИНТЕРВЬЮПРЕСС-РЕЛИЗ